ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
по подготовке учащихся 9-х классов к итоговой аттестации
в новой форме.

       Введение новой формы итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку поставило перед учителями ряд серьезных задач: научить школьников чувствовать текст (тип речи, стиль, способы связи предложений, определять основную мысль, выделять микротемы, видеть речевые ошибки), успешно пользоваться полученными знаниями, работая над изложением и выполняя задание части С.
       Первая часть - изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменном виде. Для более успешной работы по подготовке к выполнению этой части экзамена для учащихся разработаны приемы сжатия текста изложения.
  1. Выделить главное в каждом абзаце (микротеме) и во всем тексте.
  2. Исключить подробности и обобщить однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. Переформулировать мысль своими словами.
  3. Заменить диалог или прямую речь предложениями с косвенной речью.
  4. Свертывание второстепенной информации и выделение главной, а также ее переформулирование в обобщенной форме:

       Эта инструкция составляется в начале  учебного года и вкладывается в специальную папку по подготовке к итоговой аттестации. В эту папку также помещаются рекомендации по выполнению задания С2 и тестовых заданий части 2, взятых из спецификации 2008г.
       Самым сложным, но и самым важным является процесс отработки умений в написании каждой из частей экзамена.
       Для отработки умений сжимать текст учащиеся, пользуясь приемами сжатия, сначала создают сжатое изложение. Имея текст перед глазами, они визуально вычленяют главный и второстепенный материал, затем пишут сжатое изложение по прослушанному тексту, все еще пользуясь инструкцией по сжатию текста. Текст такого изложения пишется на отдельном листе (формат А4) и после проверки по критериям оценивания эти изложения формируются в отдельную папку, которую может взять любой ученик и оценить положительный и отрицательный опыт работы над изложением своих одноклассников.
       Таким же способом ведется работа над отработкой навыков написания сочинения-рассуждения.
       Здесь каждый ученик получает отдельную тему сначала лингвистического плана, затем сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. По результатам такой работы также формируются две папки, с которыми учащиеся имеют возможность знакомиться в любое время. Из этих папок учащиеся зачитывают лучшие работы своих одноклассников как образцы для создания собственных текстов.
       Неоценимую услугу в этой работе оказывает пособие под редакцией Н.А. Сениной, где собраны 20 текстов и разные задания к ним; публикации в журнале РЯШ №1, 2007г., №9, №10, 2008г.

                                                                              Успехов всем на экзаменах!


       Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №13 ст.Новопетровской Павловского района Краснодарского края, Старикова Валентина Алексеевна, учитель высшей категории.



назад

на главную
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Hosted by uCoz